Право на общение: АДК + логопедия = результат

21 мая в рамках Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения» состоялся круглый стол «Слово против слова: Логопед для ребенка с аутизмом».

Дискуссия проходила в секции «Коммуникация как право, функция и основа жизни» и в ней принимали участие практики логопедии, специалисты по речи и аналитики поведения: эксперты-логопеды, дефектологи, поведенческие аналитики и др. специалисты.

Модератором круглого стола выступил директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов. В том числе, в дискуссии приняли участие президент фонда «Галчонок» Елизавета Муравкина и специалист Фонда по АДК Антон Анпилов, а также президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.

Диагностический путь в аутизм у большинства детей начинается с проблем в речи. Многим кажется, что если решить вопрос с речью, то все остальные проблемы уйдут сами собой. И только со временем становится ясно, что речевые задержки – это последствия коммуникативных нарушений, и сам по себе речевой аппарат может быть нормальным. Существует разница между такими феноменами, как коммуникация, речь и язык. Однако многие эту разницу не очень хорошо понимают.

Именно коммуникативные проблемы объединяют людей с РАС с людьми с другими нарушениями и особенностями развития. Логопедия – область педагогики, предметом которой является речевое развитие, всегда должна идти в паре с альтернативной и дополнительной коммуникацией (АДК).

Это и многое другое обсудили на круглом столе «Слово против слова: Логопед для ребенка с аутизмом» для того, чтобы профессиональная работа логопедов и поведенческих специалистов не противопоставлялась, а логично дополняла друг друга, обеспечивая условия интенсивного развития ребенка с расстройством аутистического спектра.

Вопросы, обсуждаемые в дискуссии:

Каково место профессиональной логопедической работы в комплексной системе коррекции аутистических нарушений?

Чего не хватает в «логопедическом багаже» для успешного начала работы с ребенком с аутизмом?

Что приоритетнее – функциональная коммуникация или другие стороны развития речи?

Почему многие логопеды боятся средств альтернативной коммуникации?

Почему многие противопоставляют поведенческую терапию и логопедию?

АВА-терапевт – враг или друг логопеда?

Чем могут помочь поведенческие технологии в логопедической работе?

Возможно ли сочетать в практической работе традиционные логопедические методики и поведенческие технологии?

Видеозапись круглого стола «Слово против слова: Логопед для ребенка с аутизмом» находится в общем доступе на платформе Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения».