Основной целью конференции стало представление профессиональному сообществу этапных результатов научно-исследовательской работы, проводившейся в 2021 году сотрудниками ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (с участием представителей регионов Российской Федерации) в контексте задач изучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в современной образовательной и социальной среде. Мероприятие проходило в онлайн-формате и в его работе приняло участие около 1500 специалистов из регионов Российской Федерации.
Внимание участников конференции было сконцентрировано на проблемах, связанных с клинико-психологическими факторами и педагогическими условиями, определяющими качество образования и динамику психосоциального развития современных детей различных нозологических и возрастных групп с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Обсуждения вопросов строилось вокруг методологических, организационных и методических аспектов изучаемой проблемы.
Работа конференции проходила по четырем направлениям:
секция № 1 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико-психолого-педагогического изучения детей с ментальными нарушениями развития в современной образовательной среде»;
секция № 2 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико-психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата»;
секция № 3 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико-психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи»;
секция № 4 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико-психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста с ОВЗ».
В секционных трансляциях конференции были рассмотрены:
- вопросы анализа диагностического инструментария для выявления угрозы формирования РАС,
- результаты изучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения,
- результаты пилотного этапа исследования особенностей школьной адаптации учащихся начальной школы с расстройствами аутистического спектра,
- результаты апробации диагностического комплекса «Оценка достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования»,
- анализы материалов исследования коммуникативной деятельности младших школьников с НОДА,
- промежуточные результаты и проблемы исследования современной популяции детей с ТНР школьного возраста,
- ближайшие перспективы исследования детей с ТНР в рамках комплексной программы,
- проблемы общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна с матерью, задачи ранней коррекционной помощи ребенку с нарушениями зрения,
- и мн. др.
ИКП РАО представляет результаты исследования современных детей с ОВЗ и с инвалидностью в записи конференции, которую все желающие могут посмотреть на официальном YouTube-канале института.