Проблемы комплексной поддержки людей с РАС на форуме «Есть контакт!»

В Российской государственной детской библиотеке (г. Москва) 16 ноября 2018 года прошел однодневный форум «Есть Контакт! Образовательные, медицинские, социальные маршруты для ребенка с РАС и его семьи».

С каждым годом российское общество и государство делают все больше шагов навстречу людям, имеющим расстройство аутистического спектра. Аутизм перестает быть невидимым в различных областях социальной жизни, в медицине, в образовательной системе и т. д. И, как следствие длинного пути создания инклюзивного общества, существует множество проблем и вопросов, требующих обсуждения и решения.

Форум «Есть контакт!..» проводился для всестороннего обследования текущей ситуации и перспектив, связанных с системами комплексной помощи людям с РАС в г. Москве и других регионах. Мероприятие было организовано при поддержке Фонда президентских грантов РФ Региональной общественной организацией помощи детям с РАС «Контакт» и Российской государственной детской библиотекой. В качестве соорганизаторов выступили Департамент образования г. Москвы, Городской психолого-педагогический центр, Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (РО ВОРДИ).

В форуме принимали участие специалисты социальной сферы, врачи, педагоги, представители государственных структур, активисты НКО и, конечно, родители детей с инвалидностью. Все участники получили уникальную возможность пообщаться с людьми, живущими с диагнозом РАС, услышать их проблемы и познакомиться с достижениями, как говорится, из первых уст.

На форуме были рассмотрены эти и многие другие актуальные вопросы всесторонней поддержки людей с РАС:

  • Как должна быть устроена система психологического сопровождения ребенка с РАС в школе?
  • Чему и как нужно учить педагогов инклюзивной школы?
  • Как организовать работу с семьями, в которых есть ребенок с инвалидностью?
  • Как организовать систему помощи и поддержки при интеграции детей с РАС в образовательную и социальную среду?
  • Как обеспечить безопасность человека с особенностями развития в открытой городской среде?
  • Как обеспечить доступную среду в музеях, библиотеках и других городских пространствах?
  • Каковы модели адаптивного спорта на сегодняшний день?
  • Каковы приоритеты в обучении детей с особыми образовательными потребностями?

В рамках форума проводились вебинары, круглые столы и мастер-классы. По веб-трансляции были представлены технологии и практики работы в области образования, культуры, спорта, социальной и психологической помощи людям с ментальными нарушениями. Своим опытом поделилась литературная студия «Комната сказок» при Государственной детской библиотеке, а также проект «Школа профессий», оказывающий дополнительные образовательные услуги для детей с РАС. В дискуссионной части программы были организованы круглые столы по проблемам образования для людей с РАС, адаптивному спорту, взаимодействию государства и семей, воспитывающих особых детей.

В режиме сессий «Живой библиотеки» участники получали ответы на вопросы об особенностях жизни в спектре от основателей проекта поддержки людей с синдромом Аспергера Антонины Стейнберг и Аркадия Эрлиха.

Отдельным блоком программы были организованы прямые линии с докладчиками из регионов России. Своим опытом поделились участники из Тулы, Нижнего Новгорода, Перми, Казани и других городов.

Активными участниками форума «Есть контакт!» выступили не только профессионалы, но и родители. Они озвучили свой бесценный практический опыт по выстраиванию реабилитационных и абилитационных маршрутов, ведь воспитание ребенка с инвалидностью зачастую развивает у родителей уникальные компетенции, они осваивают новые профессиональные области и благодаря им система государственной помощи меняется и развивается в интересах сегмента людей с РАС.