Разные возможности – равное образование

26 апреля в рамках II съезда ВОРДИ состоялась конференция Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью и лиц старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов.

На конференции ВОРДИ более двухсот родителей особых детей из 69 регионов России, специалисты сферы образования и представители социально ориентированных некоммерческих организаций собрались в Общественной палате РФ для обсуждения проблем, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с инвалидностью, вопросы оказания социальных услуг профильными некоммерческими организациями а также вопросы сопровождаемого проживания и занятости.

В ходе конференции упор был сделан на значимость консолидации усилий родительского сообщества, НКО и органов власти для решения проблем, касающихся жизнеустройства граждан с ментальной инвалидностью и психическими расстройствами. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев обратил внимание на то, что в любой стране мира качество жизни людей с особыми потребностями определяется активностью заказчиков, то есть родителей детей с инвалидностью: «Мы будем работать в этом направлении, чтобы жизнь людей с ограниченными возможностями стала нормой в жизни россиян».

Член Совета ВОРДИ, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова так же подчеркнула важность взаимодействия с родительским сообществом: «Мы помогаем родителям определиться с тем, какой маршрут подходит их ребенку в зависимости от конкретных обстоятельств семьи. Важно встать на позицию другого человека».

Также большое внимание было уделено инклюзивным аспектам как неотъемлемой части реализации права на образование. Светлана Алехина, проректор МГППУ, директор института проблем инклюзивного образования справедливо отметила: «Мы не запустим инклюзивное образование в стране, если в каждой образовательной организации не будет работать команда специалистов, которая будет заниматься учеником и будет держать в фокусе своего профессионального внимания коммуникацию с ребенком. Нужна встреча школы и родителей, нужен диалог».

Важная часть обсуждений на конференции была посвящена соотношению реальных возможностей ребенка в плане его обучаемости и той фактической практики, которая существует на сегодняшний день. Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ отметила, что до сих пор существует проблема, особенно в регионах, когда ПМПК «ставят ребенку рекомендацию не обучаться в образовательных организациях, признавая их необучаемыми, или сами родители считают, что если ребенок в тяжелом физическом состоянии, то достаточно обеспечивать ему присмотр, уход и медицинскую помощь, а учить его не надо. Однако здесь важно соблюсти баланс».

Основным постулатом в данной сфере был назван принцип, когда любой ребенок получает образование исходя из своих возможностей, и поэтому соблюдение специального образовательного стандарта для детей с ментальными нарушениями, который предполагает разработку специальной индивидуальной программы развития ребенка, здесь является ключевым фактором. С целью контроля оказания образовательных услуг в регионах к началу учебного года планируется проверка на соблюдение права на получение образования детей с особыми потребностями.

На конференции докладчики ознакомили участников с регламентом сотрудничества федерального ресурсного центра с регионами. Артур Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС пояснил, что «по запросу регионального министерства заключается соглашение о сотрудничестве, и для региона наступают обязательства, одно из которых создание межведомственного плана, межведомственной группы на базе регионального ресурсного центра. На заключительном этапе регион предоставляет отчет за прошедший период работы, на основе которого мы проводим сравнительный анализ ситуации до работы с федеральным ресурсным центром и после».

Конференция показала не только уровень вопросов, которые актуальны в настоящее время, но и способы и пути их решения, а также оптимистический прогноз развития качества образования для особых детей по России в целом.