В Хельсинки прошел семинар «Обеспечение благополучия детей-инвалидов»

26 октября 2018 года в Доме сословий в Хельсинки состоялась Международная конференция-семинар «Обеспечение благополучия детей-инвалидов. Опыт России и Финляндии», посвященная вопросам образования детей на всех уровнях, подготовке к самостоятельной жизни и моделям сопровождаемого проживания.

Организаторы семинара – Центральный союз защиты детей Финляндии, Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии и Экспертный совет по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.

В работе семинара приняли участие представители российских и финских государственных органов и ассоциаций, работающих в сфере обеспечения благополучия детей: Геннадий Сараев (уполномоченный по правам ребенка в РК), Галина Григорьева (председатель Правления КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение»), Галина Семья (профессор, консультант экспертного Совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ), Александр Асмолов (доктор психологических наук, академик МГУ), Лидия Антонова и Павел Кондрашов (руководители Комитета по образованию и науке ГД РФ), Анника Парсонс (советник-консультант Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии), Туомас Курттила (уполномоченный по правам ребенка Финляндии), Юлия Куокканен (старший эксперт Центрального союза защиты детей Финляндии), Светлана Агапитова (уполномоченный по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге) и многие другие известные деятели в области образования и защиты прав и законных интересов детей с инвалидностью в России и Финляндии.

Семинар проходил на русском и финском языках.

В ходе дискуссии о семейной и детской политике были выявлены общие цели и основные точки развития для достижения благополучия детей с инвалидностью.

Общие цели для достижения благополучия детей с инвалидностью

  • Обновление законодательства и формирование новой стратегии и программы действий «Право на участие и равные права детей с инвалидностью».
  • Деинституционализация детей «Дети должны жить в семье и сообществе, где живут все дети».
  • Развитие достаточного количества услуг и поддержки детей с инвалидностью.
  • Обеспечение идентичности, уважения и развития способностей каждого ребенка в подготовке к самостоятельной жизни.

Точки развития

  • Введение на практике эффективного алгоритма действий: оценка положения ребенка и его семьи, план действий на каждого ребенка с инвалидностью как основа для оказания услуг, контроль качества и оценка оказания услуг с участием ребенка и родителей.
  • Планирование услуг не на основе медицинского диагноза, а на индивидуальных потребностях каждого ребенка с инвалидностью.
  • Развитие самоэффективности услуг через сотрудничество с детьми с инвалидностью с раннего возраста, предоставление возможности быть услышанным в отношении всех услуг, которые предоставляются для него. Не содействовать формированию пассивной позиции у ребенка с инвалидностью, когда выбор услуг зависит только от мнения родителей и специалистов.
  • Обеспечение права ребенка на дополнительные и специальные услуги исходя из его индивидуальных потребностей – это импульс для гарантии ключевых изменений в жизни ребенка. На дополнительные услуги не должны влиять бюджетные ограничения.
  • Достижение трансформации жилого помещения для людей с инвалидностью и отказ от учреждений интернатного типа в будущем.

Подводя итоги совместной конференции, Александр Асмолов (Россия) сказал, что главное для политиков – «права ребенка как руководство к действию! Права детей – ключевой вопрос политики отношений России и Финляндии. Надо принять во внимание изменения социализации человечества в целом и консолидации детей. В центре внимания не мотивы адаптации, социализации и реабилитации, а мотивы развития и саморазвития каждого ребенка. Детям надо жить, а не выживать!» Анника Парсонс (Финляндия) в заключение конференции обратила внимание участников на реализацию общечеловеческих принципов на практике: «Главное в совместной деятельности – развивающая среда, хорошие родители и специалисты, достаточность услуг по месту жительства, совмещение работы и семейной жизни, многопрофильность взаимодействия и сотрудничества в интересах детей».

Все участники отметили важность, полезность и актуальность поднятых на конференции тем и высказали пожелание о развитии сотрудничества между Россией и Финляндией на уровне родительских организаций, имеющих детей с инвалидностью.