Проект С.Н.А.Р.К. направлен на формирование и развитие самостоятельности, социальных и бытовых навыков, навыков коммуникации и адаптации у подростков 12 – 17 лет с различными нарушениями развития (расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, заболевания нервной системы, генетические синдромы и другие).
Реализация данной программы предполагает создание условий для успешного освоения социально-бытовых навыков у подростков, раскрытие их интересов, предпочтений и сильных сторон личности. В настоящее время первая региональная модельная площадка уже работает в Кирове.
Уникальность программы заключается в развитии не только определенных навыков, но прежде всего личностных компетенций участников, которые определяют формирование индивидуальности, что в свою очередь позволяет раскрываться как сильным, так и слабым сторонам развития того или иного подростка.
Предполагается, что по окончании программы участники разовьют навыки самостоятельности, у них повысится уровень социальной адаптации по четырем группам навыков: коммуникация, социализация, повседневные бытовые навыки, моторика. Такой прогноз основан на опыте пилотного исследования эффективности программы С.Н.А.Р.К. специалистами Центра лечебной педагогики в полевых условиях с участием 19 подростков с нарушениями развития.
Анна Битова, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики»:
«Комплексная программа формирования навыков самостоятельности и социальной адаптации у подростков с нарушениями развития С.Н.А.Р.К. по-настоящему уникальна. С.Н.А.Р.К. ставит перед собой задачу раскрытия потенциала каждого подростка – участника программы – в разных средах при обязательном участии команды специалистов. Мы считаем важным продолжение пролонгированного исследования индивидуальных и групповых эффектов программы и представление наработанного опыта программы в регионах России».
Программа С.Н.А.Р.К. рассчитана на год. Для каждого участника предусмотрены разные типы занятий:
→ групповые занятия (коммуникативный круг, подвижные игры, физкультура, музыка, кулинарная мастерская, танцы);
→ индивидуальные занятия (адаптивная физическая культура, керамическая мастерская, ткачество, математика, нейропсихологическая коррекция, логопедические и дефектологические занятия, психотерапия);
→ группы и индивидуальные консультации для родителей;
→ надомное визитирование и внеурочные мероприятия (интегративный летний лагерь, экскурсии, выездные мероприятия в выходные дни).
Зачисление детей в программу проходит двумя способами:
♥ после первичного приема в Центре (запись на первичный прием осуществляется на сайте ЦЛП «Особое детство»);
♥ после прохождения других программ, соответствующих возрасту и уровню развития ребенка.