Бесценный опыт инклюзии от казанских педагогов

Представляем вашему вниманию запись вебинара «Использование ресурсной комнаты в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ», проведенного на базе веб-школы РООИ «Перспектива» 3 марта.

Вебинар, проведенный специалистами из Казани, представляет собой практические инклюзивные советы от педагогов, много лет занимающихся дошкольным и школьным образованием детей с инвалидностью и без.

Мария Перфильева, ведущий вебинара и куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Ресурсная комната – это помещение в образовательной организации, специально оборудованное современными технологиями. Тренажеры, игры для детей и методическая литература для педагогов – в ней собрано все для включения детей с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс».

Команды экспертов школы № 156 и детского сада № 123 познакомили слушателей с тем, как организована поддержка обучения детей с инвалидностью и ОВЗ в ресурсных комнатах, открытых на базе их образовательных учреждений в рамках федерального социального проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок – вместе».

Приглашенными экспертами вебинара «Использование ресурсной комнаты в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ» стали:

  • Марина Хоменко, директор школы № 156 (г. Казань), учитель математики и информатики высшей квалификационной категории, 17 лет педагогического стажа, грант «Лучший педагог в области ИКТ» (2012 г.).
  • Венера Садикова, заместитель директора по учебной работе и куратор инклюзивного образования в школе № 156 (г. Казань), высшая квалификационная категория, 17 лет педагогического стажа.
  • Светлана Храмова, учитель начальных классов и ресурсный педагог школы № 156 (г. Казань), первая квалификационная категория, 11 лет педагогического стажа, Почетная грамота за весомый вклад в систему образования и воспитание подрастающего поколения от Управления образования Исполнительного комитета г. Казани (2017 г.).
  • Елена Убанкина, заведующая детским садом № 123 (г. Казань), 18 лет педагогического стажа, диплом за 1 место в профессиональном конкурсе «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения города Казани – 2011», диплом за 1 место в конкурсе «Лучший воспитатель Республики Татарстан – 2011».
  • Светлана Липатова, учитель-дефектолог детского сада № 123 (г. Казань), диплом участника в Международном конкурсе-выставке «Вектор успеха-2018: инновации в дефектологии».

Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:

  • что такое ресурсная комната;
  • из каких специалистов состоит команда ресурсного кабинета;
  • направления и эффективность работы с детьми в ресурсной комнате;
  • функциональные зоны и оборудование ресурсной комнаты;
  • как составить планирование и адаптировать тексты учебника, упражнения и контрольные работы для детей с ОВЗ;
  • введение альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с нарушениями развития и интеллекта.

Эксперты из Казани поделились секретами организации инклюзивного пространства, основываясь на собственном успешном опыте. Например, в школе № 156 с появлением ресурсной комнаты было организовано непрерывное обучение ресурсной команды, в которую входит педагог-дефектолог, психолог, логопед, учитель ресурсного класса и классный руководитель, новым методам и технологиям – например, поведенческому анализу и приемам поддержки обучения детей с РАС.

Валентина Чернявская, координатор проекта «На урок вместе» в Казани:
«Городской центр образования» совместно с Управлением образования г. Казани проводит обучающие семинары, вебинары для педагогов и встречи с экспертами инклюзивного образования. Это помогает специалистам ориентироваться в адаптивной педагогике».

На вебинаре слушателям были показаны видеоматериалы о работе с оборудованием ресурсной комнаты, что предназначено для коррекции равновесия, для развития психомоторики, для каких целей педагоги используют тактильные дорожки и музыкальные коврики, для чего нужны утяжелители в зоне сенсорной разгрузки и мн. др. практические подробности. Специалисты рассказали, как дети совместно с дефектологом выполняют задания, которые помогают им улучшить речь и ориентироваться в пространстве, как ребята учатся считать с помощью методики и наглядного материала «Нумикон».

Вебинар проведен при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.