Ведущей первого Дня инклюзии для педагогов стала координатор отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива», учитель истории и обществознания, лауреат премии Ш. А. Амонашвили за вклад в развитие гуманной педагогики Мария Назукина:
«Уважаемые педагоги! В связи со сложившейся обстановкой в мире мы очень хотим поддержать вас и постараться помочь в вашем нелегком труде! Для этого мы решили провести наше традиционное мероприятие День инклюзии для педагогов в новом онлайн-формате».
На Днях инклюзии сотрудники РООИ «Перспектива» стремятся дать картину понимания инвалидности через серию мастер-классов. На первом мастер-классе по терминологии и этикету по отношению к людям с инвалидностью слушатели узнают, почему «слепой», «даун», «калека» и подобные слова нельзя использовать в общении, а какие этичные эквиваленты будут правильными по отношению к людям с инвалидностью.
Мария Назукина:
«Первый момент, который стоит отметить, вся терминология, которую мы употребляем на нашем интерактивном занятии, была придумана людьми с инвалидностью. И второй момент: в употреблении тех или иных терминов мы опираемся на социальный подход понимания инвалидности, поэтому следует избегать таких определений, которые отсылают к медицинскому пониманию, к диагнозу».
Мария Назукина объяснила структуру занятия, которая заключается в том, что заданные термины по отношению к человеку с инвалидностью слушателям надо распределить по колонкам «Стоит употреблять» и «Избегать». И затем спикер выдает правильный ответ с объяснением, почему тот или иной термин подходит или не подходит при общении с человеком с инвалидностью.
Также слушатели узнали, что основное правило выбора терминов заключается в том, чтобы эти слова не характеризовали человека исключительно с точки зрения его диагноза и не носили оскорбительный или дискриминационный оттенок.
Видеоролик создан в рамках проекта «Инклюзия: помогаем создавать равные возможности для детей и подростков с инвалидностью» с использованием гранта благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».