Индивидуальный прогресс ученика – показатель качества инклюзии

25 сентября веб-школа РООИ «Перспектива» провела вебинар с участием эксперта из Риги (Латвия) «Включение учеников с расстройствами аутистического спектра и поведения в образование».

В ходе вебинара директор рижской школы № 5 Илута Вильните поделилась своим опытом организации инклюзивного образования, уделив внимание таким важным моментам, как практика организации современного учебного процесса для учеников с особенностями развития, организация системы сопровождения учеников и учителей, улучшение качества образования при помощи поведенческого анализа.

Инклюзивная школа, которой руководит Илута, расположена в парке недалеко от центра Риги. Среди ее учеников есть и дети с поведенческими проблемами, и с РАС. Обучение на дому здесь – исключительная редкость, к которой прибегают только по рекомендации медиков. Все ученики каждый день приходят в школу и обучаются вместе.

Илута Вильните отметила: «Учитель должен быть готов учиться и знать то, что необходимо для жизни сегодня. Необходима модернизация подходов к процессу обучения, где акцент делается на изучении индивидуальных возможностей учащегося, а не на медицинской диагностике». Также она подчеркнула: «В нашей школе акцент делается на изучение индивидуальных возможностей учащегося, а не на учебной дисциплине, которой ученик не может овладеть в процессе обучения. Необходимо, чтобы учитель увидел, как ученик может наилучшим образом использовать свои индивидуальные ресурсы».

 

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»: «Было полезно узнать, что в рижской школе основной показатель качества работы учителя – не соответствие успеваемости детей общим показателям, а индивидуальный прогресс каждого ребенка».

Эксперт из Латвии также поделилась со слушателями опытом использования методики АВА-терапии для уменьшения поведенческих сложностей при обучении. Также она постоянно работает над повышением инклюзивной культуры педагогов. Например, в школе есть специалист, «корректор поведения», который присутствует на уроке и потом вместе с учителем определяет точки роста в работе с учениками. Илута подчеркнула и важность проявления педагогами эмпатии к детям – как показывает практика, дети ведут себя гораздо лучше, когда чувствуют эмоциональную поддержку от учителя.

Руководствуясь опытом реализации инклюзии, Илута Вильните считает, что «уменьшить поведенческие проблемы можно только если обучать новым навыкам не только детей, но и педагогов. И если что-то не получается, то это не повод опускать руки, а повод искать другие, более подходящие инструменты и практики». На вебинаре отдельное внимание было уделено структуре работы школьного учителя и повышению эффективности его работы в инклюзивном пространстве, в том числе и через развитие собственных навыков параллельно с развитием навыков детей. Например, был разобран вопрос о том, как уменьшить поведенческие проблемы в классе и избежать конфликта путем обучения новым навыкам как ученика, так и учителя.

Координатор проектов инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Анна Михайленко: «Практика инклюзивного образования в другой стране – это очень ценная информация, которая вызывает интерес и мотивирует на новые инициативы. После вебинара захотелось поближе познакомиться с опытом, накопленным в этой замечательной школе».

 

comments powered by HyperComments