Как формируются условия поддержки людей с РАС и их семей

Представляем вашему вниманию запись вебинара на тему «Расстройства аутистического спектра в жизненном цикле человека», который состоялся на базе веб-школы РООИ «Перспектива» 2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме.

Спикером онлайн-встречи стал член правления и представитель в России международной ассоциации «Autism Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов детства АНО «Наш солнечный мир», член Совета ВОРДИ Игорь Шпицберг.

На вебинаре обсуждаются условия поддержки людей с РАС и их семей в России, вопросы системного подхода к реабилитации и социальной адаптации людей с аутизмом, а также состояние на сегодняшний день социально-правового и финансового аспектов РАС.

Спикер вебинара «Расстройства аутистического спектра в жизненном цикле человека» рассказал о том, что такое расстройства аутистического спектра и как выглядит современная ситуация с распространением аутизма в мире – наблюдаемый во всем мире стремительный рост числа детей с РАС, неясность причин, вызывающих данное нарушение в развитии, отсутствие возможности эффективного решения этой проблемы средствами медицинской помощи.

Игорь Шпицберг:

«Проблема помощи огромному количеству людей с аутизмом – это очень важная тема, и на сегодняшний день человечество не справляется с этим вопросом. Помощь таким людям зиждется сейчас на том, насколько быстро будет распространяться информация о потребностях таких людей, о потребностях семей, воспитывающих ребенка с аутизмом, и насколько люди смогут изменять системы обучения, здравоохранения, культуры, спорта, вообще всех сфер жизнедеятельности, изменять их в направлении адаптивных и необходимых условий для развития людей с аутизмом. Такие программы существуют по всему миру, и на самом деле темой аутизма много-много лет занимаются эксперты по всему миру. Во всем мире инициаторами этого движения всегда были родители».

На вебинаре было отмечено, что эффективная и разноплановая система поддержки людей с РАС создается путем последовательного прохождения трех основных этапов:

  • сообщество родителей детей с РАС и взрослые люди с РАС формируют запрос, совместно со специалистами осуществляют экспертизу проектов создаваемых условий и сервисов;
  • профессиональное сообщество специалистов в области здравоохранения, образования, социальной защиты и др. создает систему необходимой профессиональной поддержки на всех уровнях практики и методологии, подготовки кадров;
  • чиновники создают регламенты, позволяющие осуществить спланированную на предыдущих этапах деятельность, принимая непосредственное участие в ее планировании.

Создание единой системы профессионального сопровождения детей с РАС и их семей способно качественно изменить существующую ситуацию. Мы в России незаметно для себя уже прошли большой путь в этом направлении, но нам необходимо информирование всего общества о вопросах и проблемах аутизма, потому что недостаточно усилий только тех, кто непосредственно столкнулся с этим.