Как описать то, что видишь: азы тифлокомментирования

Представляем запись вебинара «Новый подход к развитию когнитивных функций у школьников с нарушением зрения», проведенного при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

15 апреля слушатели веб-школы РООИ «Перспектива» попробовали себя в роли тифлокомментаторов: описывали словами визуальную информацию с учетом потребностей людей с инвалидностью по зрению.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»:

«Тифлокомментирование переводит образы в текст: точные, яркие, сочные слова и фразы. Это позволяет воспринимать и восполнять визуальную информацию. Тифлокомментирование помогает развить когнитивные функции и социальные навыки у детей с инвалидностью по зрению».

Экспертом вебинара стал Иван Борщевский – тифлопереводчик, педагог-психолог и клинический психолог высшей категории, преподаватель Школы аудиовизуального перевода, член Международной ассоциации медицинских переводчиков (IMIA), член Ассоциации аудиодескрипции и Всемирного консорциума аудиодескрипции.

Аудиодескрипция, или тифлокомментирование – это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слабовидящему или невидящему человеку без специальных словесных пояснений.

Иван Борщевский познакомил слушателей с основами аудиодескрипции и объяснил, что основной принцип тифлокомментирования – наблюдение. Нужно описывать то, что видишь:

«Важно сделать выбор, о чем рассказать, а о чем умолчать – время ограничено, и для описания нужно выбрать самое главное. А при тифлокомментировании фильмов для детей необходимо делать паузы, чтобы ребенок мог представить образ или картинку».

На вебинаре слушатели узнали, что  тифлокомментирование нужно не только людям с инвалидностью по зрению, но и пожилым зрителям, которым становится трудно следить за развитием сюжета на экране, иностранцам, изучающим язык. Этот способ можно применять при обучении детей с РАС, он подходит гиперактивным детям и детям с дефицитом внимания, а также при реабилитации после травм и операций.

Иван Борщевский:

«Способ тифлокомментария важен для развития социальных навыков у ребенка. Прежде всего это расширяет его кругозор, развивает память и психику, дает возможность пополнить лексику».

Вебинар проходил в следующих направлениях:

  • Четыре базовых принципа аудиодескрипции по Джоелу Снайдеру и их практическое применение.
  • Проблема выбора слова в тифлокомментировании.
  • Тифлокомментирование аудиовизуальных произведений для детей.
  • Рекомендации для педагогов и родителей.

Эксперт рекомендовал слушателям обратиться к сайту https://опиши-мне.рф для того, чтобы получить представление, как для человека с нарушением зрения выглядят предметы, явление и люди в текстовом описании.

Вебинар «Новый подход к развитию когнитивных функций у школьников с нарушением зрения» полезен родителям детей с инвалидностью по зрению, а также педагогам, специальным педагогам, специалистам психолого-педагогической службы и руководителям образовательных учреждений. Вебинар сопровождается синхронным переводом на русский жестовый язык.