Мультидисциплинарный подход к инклюзивному образованию по опыту американских школ

Представляем вашему вниманию вебинар «Инклюзивные школы: изменение образовательной практики», проведенный 25 октября на базе веб-школы РООИ «Перспектива».

Спикером вебинара стала эксперт в области обучения специалистов инклюзивных школ Кэрол Квирк (США), которая поделилась со слушателями информацией о том, как устроено инклюзивное образование в современных американских школах. Главной особенностью американского подхода к реализации инклюзии в школах она отметила мультидисциплинарный подход к организации образования. Специалисты каждой школы (педагоги, дефектологи, психологи, тьюторы и др.) работают в тесной связке друг с другом, представляя собой команду с четким и налаженным процессом взаимодействия.

Школьник постоянно находится под присмотром команды специалистов, которые знают его особенности и всегда готовы прийти на помощь. Если возникают проблемы при изучении какого-то материала, то, например, тьютор поможет ученику, испытывающему трудности с запоминанием, а если у ребенка с аутизмом возникает эмоциональная перегрузка, то на какое-то время он может выйти из класса и побыть с психологом. Кэрол рассказала, что на протяжении всего учебного года специалисты собираются на консилиум и обсуждают трудности и успехи каждого ребенка. Благодаря этому удается разработать наиболее подходящую программу индивидуальной адаптации.

Кэрол Квирк обратила внимание, что «максимальная вовлеченность педагогического состава и позитивный настрой коллектива – залог успешной реализации инклюзии. Я не могу прийти к учителям извне и диктовать им, как нужно работать. Сначала мы обсуждаем существующие проблемы, а потом вместе размышляем, как их решить».

Также эксперт обозначила несколько направлений практической работы инклюзивных школ: важно равномерное распределение учеников (с инвалидностью и без) во всех классах школы, при этом должно учитываться общее количество учащихся. Если в классе более трех детей, которым необходимо повышенное внимания учителя, то в нем учеников меньше, чем в классе, где учится один ребенок с ОВЗ. Во-вторых, сразу необходимо распределить роли основного педагога и дополнительных специалистов. В-третьих, план индивидуальной адаптации разрабатывается совместно с родителями.

Анна Михайленко, руководитель отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»:

«Одно из важнейших слагаемых инклюзивного образования – это выявление сильных сторон ученика с инвалидностью, а не концентрация на его особенностях. Это достигается путем взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов, психологов, тьюторов и, конечно, родителей. Этот алгоритм был четко показан на вебинаре».

Вебинар проведен в рамках проекта «Эффективная реализация прав на инклюзивное образование на местном уровне».