Первые шаги особого ребенка в инклюзивной школе

Представляем вашему внимаю вебинар «Инклюзия в начальной школе (содержательные аспекты деятельности учителя начальных классов и тьютора)», который состоялся 16 апреля в рамках проекта «На урок вместе», инициаторами которого является РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России.

Основные темы, которые обсуждались на вебинаре, были связаны с вопросами грамотной организации поступления и обучения особого ребенка в начальных классах. Приглашенный эксперт Екатерина Романова (учитель-методист и куратор начального образования ГБОУ СОШ № 518 г. Москвы) поделилась со слушателями алгоритмом работы школы по приему в 1-й класс детей с инвалидностью и с особенностями развития.

Большое внимание в успешной организации инклюзивного образования для ребенка было уделено необходимости тесного взаимодействия школы и родителей. Родители должны понимать, что чем раньше они обратятся в администрацию учебного заведения, тем лучшие условия обучения своевременно сможет создать школа: составить образовательный маршрут, программы обучения, аккумулировать ресурсы, подобрать ассистента или тьютора (по рекомендации ПМПК). В свою очередь и родители должны предоставить школе максимально полный пакет рекомендаций относительно возможностей и особенностей будущего ученика.

Екатерина Романова поделилась опытом работы школы № 518 в плане эффективной реализации инклюзивного образования: «В 2005 году наша школа стала участником проекта по внедрению инклюзивного образования. В моем первом классе официально 1 сентября присутствовали три ребенка со специальными образовательными потребностями. После проведения диагностики выяснилось, что 17 из 25 учеников нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении. Тогда и стало ясно, что начинать прием детей с особенностями развития в школу нужно заранее, лучше за год».

Была подчеркнута важность включения дошкольников с инвалидностью и без в мероприятия дополнительного образования: кружки, секции, концерты и театрализованные постановки, Дни открытых дверей. Так дети приобретают опыт общения, знакомятся со школой, учатся основам взаимодействия с педагогами музыки, ритмики и другими.

Участники вебинара познакомились и с нормативно-правовой базой реализации инклюзивного образования – юридическими документами, в соответствии с которыми школа должна действовать. Екатерина Романова так же рекомендовала школам обращаться за консультацией по включению ученика с особенностями в процесс обучения, к специалистам коррекционных школ, Центров развития и коррекции и ПМПК.

«Мы проводим «Субботы московского родителя», стараемся пообщаться и узнать больше о будущем ученике. Очень важен для обучения диалог с родителями как до начала занятий, так и во время обучения. С учеником, имеющим специальные образовательные потребности, работает не один учитель, а команда специалистов, и родители обязательно включены в составление образовательного маршрута», – подчеркнула Екатерина Романова.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «Как всегда было много вопросов о тьюторе. О том, каким образом в школе появляется данная позиция и где взять финансы. Мы еще раз подчеркиваем: дорогие родители, приходите в школу заранее, а не за неделю до 1 сентября, общайтесь с директором, учителями, рассказывайте о своем ребенке, его потребностях, возможностях и особенностях. В этом случае школа сможет правильно организовать обучение, сопровождение, поддержку, в том числе тьюторскую».

comments powered by HyperComments