На втором онлайн-семинаре цикла клинический психолог Анна Боева рассказала о том, как подготовить группу к приходу ребенка с ОВЗ. Первый вебинар был посвящен взаимодействию педагогов детского сада с родителями – первой ступени совместной работы по социализации и адаптации ребенка. На второй встрече речь идет о подготовке группы детского сада к принятию ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Несмотря на то, что нет универсального и четкого алгоритма по гарантированно успешному включению ребенка в детсадовскую группу, ведь все дети разные, с разными потребностями, способностями и трудностями, но, тем не менее, существуют определенные механизмы и методики, которые при создании специальных условий работают эффективно.
Анна Боева, практикующий психолог, клинический психолог, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт, детский ABA-терапевт:
«Если вы разработаете идеальную машину, самую комфортную, быструю, экономичную, но не будет существовать дорог, по которым она сможет ездить, то смысла и пользы в ней будет не больше, чем в подстаканнике».
Детский сад для ребенка – это не учреждение, это огромный новый мир. Формирование личности в этом возрасте имеет ключевую роль, ребенок поглощает всю доступную информацию, эмоции и привычки. Взрослый для него – это пример человека, с которого будут списаны правила взаимоотношений с окружающим миром. А для педагогов и родителей ДОУ – первая ступень в образовании детей со своими правилами, обязанностями и определенными ролями педагогов, администрации и родителей. Без знания всех бюрократических шагов создать инклюзивную среду невозможно, именно поэтому часть вебинара посвящена разбору юридических моментов. Анна Боева рассказала о всех самых важных шагах, от заключения ЦПМПК до формирования пакета документов на начальном этапе и адаптации материалов при выстраивании полноценной социальной инклюзии.
Влад Комиссаров, специалист отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»:
«Социализация, независимо от особенностей развития, должна начинаться как можно раньше. Детский сад – первая ступень, на которой формируются паттерны социального поведения. Моральные и этические законы, правила поведения и коммуникации закрепляются именного в группе при живом общении. Если игнорировать этот фактор, то освоение базовых поведенческих навыков придется на более поздний период, а это негативно скажется как на освоении материала, так и на подростковой самоидентификации».
На вебинаре «Включение ребенка с ОВЗ в группу детского сада» внимание уделяется следующим пунктам:
- как подготовить группу к принятию ребенка с ОВЗ;
- какие документы нужны, как на них опираться;
- диагностика;
- формулировка целей и мишеней работы;
- особенности сопровождения;
- техники для коррекции поведения;
- виды инклюзии.
Также на вебинаре спикер уделяет внимание конкретным примерам, методикам и инструментам учета особенных образовательных потребностей и одному из самых важных направлений в работе с детьми – социализации.
Вебинар «Включение ребенка с ОВЗ в группу детского сада» проведен при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.