Профессиональное образование и инклюзия

17 декабря в веб-школе РООИ «Перспектива» состоялся вебинар на тему «Проблемы и перспективы реализации инклюзивного обучения в системе профессионального образования», организованный в рамках реализации проекта «Люди с инвалидностью в России – Стоп, дискриминация!» (при поддержке Фонда поддержки и развития филантропии КАФ).

На вебинаре были рассмотрены вопросы, связанные как с практической реализацией обучающих программ, так и затрагивающие законодательные аспекты. Правовой теме было посвящено особое внимание, так как законодательство в сфере профессионального инклюзивного образования имеет ряд недостатков и пробелов. Это касается и отсутствия категории обучающихся с ОВЗ и, прежде всего, локальных актов, регулирующих условия доступности образовательных организаций и создание специальных условий для обучения лиц с инвалидностью. Кроме того, вопросы паспортизации доступности также не решены во всех профессиональных образовательных учреждениях. Трудности вызывают и дистанционная форма обучения на этапе прохождения практики и итоговой аттестации. Многие вузы, принимая на обучение молодых людей с инвалидностью, даже не пытаются решить эти проблемы и оставляют их до последнего момента.

Спикерами вебинара стали Анна Хесина (юрист СРООИ детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект» (Самара), старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Самарской гуманитарной академии) и Линь Нгуен (юрист РООИ «Перспектива» (Москва). Основная тематика обсуждения была сосредоточена на следующих вопросах:

  • Нормативно-правовое регулирование инклюзивного обучения в системе профессионального образования.
  • Особенности организации образовательного пространства для реализации инклюзивного обучения в системе профессионального образования.
  • Адаптированные образовательные программы в системе профессионального образования: требования и методика разработки.

Ведущий вебинара Линь Нгуен отметил: «Отсутствие опыта, отсутствие понимания и наработанных методик в совокупности с неготовностью работать с людьми с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ – все это является серьезными препятствиями для инклюзии. Но, учитывая высокую автономность образовательных учреждений, при желании и все перечисленные проблемы вполне решаемы. Каждый ВУЗ вполне способен их решить самостоятельно, в том числе обращаясь к опыту других. Что касается обучающихся с ОВЗ, то данная проблема должна быть решена расширением полномочий ПМПК, которые должны будут давать свои рекомендации не только детям до 18-ти лет, но и более старшим по возрасту людям. Проблема разночтения понятий «тьютор» и «ассистент» также предположительно может быть решена в новой редакции федерального закона «Об образовании».