Ресурсный класс для детей с РАС

22 мая на базе веб-школы РООИ «Перспектива» состоялся вебинар «Ресурсный класс для обучающихся с расстройствами аутистического спектра».

Организация ресурсного класса в школе – один из эффективных способов обучения и социализации ребенка с РАС. Родители хотят, чтобы дети учились рядом с домом в обычных школах, которые используют инклюзивные подходы, но не во всех учебных заведениях получается организовать равный доступ к обучению, поддержку и сопровождение с учетом индивидуальных особенностей детей.

По данным департамента здравоохранения Москвы за последние семь лет количество детей с расстройствами аутистического спектра выросло в три раза, и на данном вебинаре слушатели ознакомились, как сделать обучение ребенка с РАС эффективным.

Эксперт вебинара «Ресурсный класс для обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Анастасия Козорез (руководитель лаборатории технологий сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями Городского психолого-педагогического центра ДОгМ): «Важно понимать нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования и в этих рамках, а они – далеко не узкие, – развивать технологию и методику обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра необходимы усилия команды специалистов – учителя, психолога, координатора и куратора, специалистов сопровождения, тьютора и родителей. 99 % процентов успеха работы ресурсного класса — это эффективная команда». 

На вебинаре эксперт объяснила технологию организации процесса обучения и сопровождения детей с РАС на основе обобщения практики московского проекта «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС в условиях образовательной организации», рассказала, как подобрать и развивать модель обучения для конкретного ученика, как выстраивать тьюторское сопровождение, в чем заключается роль ассистента, что требуется от родителей и какие ресурсы необходимы.

Также были рассмотрены риски обучения в ресурсном классе, например, ребенок может начать сравнивать себя и детей в общеобразовательном классе, что может привести к отказу от общения с одноклассниками, и др.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «В начале 2000-х группа активистов, специалистов и людей с инвалидностью потихоньку стала вводить понятие «инклюзивное образование». Общество и, особенно, чиновники не верили, что это нужно и возможно в нашей стране. Я очень рада, что в 2019 году мы активно обсуждаем модели и технологии эффективного обучения детей с расстройством аутистического спектра и с иными особенностями развития как свершившуюся практику».

Слушатели задавали много вопросов на предмет отличий «ресурсного класса» и «автономного класса» как моделей обучения, и чем они отличаются от привычной формы «класса КРО». Более 120 слушателей не отпускали эксперта до самого последнего момента – Анастасия ответила на 49 вопросов, и продолжительность вебинара превысила 2 часа.