Опыт создания ресурсных классов в нашей стране показывает, что только активная позиция родителей и их полная вовлеченность в процесс адаптации своих детей могут дать положительный результат. В настоящее время в московских школах открыты более 20 ресурсных классов, и все они появились в результате именно такого характера взаимодействия родительского сообщества с Городским психолого-педагогическим центром при поддержке НКО. Только таким образом возможно добиваться обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
На вебинаре спикерами выступили представители московской РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» – мамы детей с РАС: Елена Багарадникова (исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт»), Анна Степаненко (специалист по прикладному поведенческому анализу) и Полина Богорад (учитель-дефектолог и методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков).
Они поделились своим богатым практическим опытом продвижения и развития инклюзивного образования и включения детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс.
На вебинаре была подчеркнута роль благотворительной помощи, в которой очень нуждаются ресурсные классы. Несмотря на высокую финансовую обеспеченность столичного региона, инклюзивное образование требуют больших финансовых затрат и без помощи меценатов здесь, к сожалению, никак не обойтись.
Также выступающими был обозначен широкий круг проблем, с которым сталкиваются организаторы ресурсных классов с самых первых шагов, и особенности этой формы обучения:
- полное или частичное отсутствие доступной среды в образовательных учреждениях;
- недостаточность госфинансирования;
- привязка к нозологии (если нет точного диагноза, то нет и прописанных специальных образовательных условий);
- специальная подготовка кадров (и последующая организация практики и супервизий);
- неподготовленность общеобразовательных школ для работы по спецпрограммам;
- работа с учителями регулярных классов и учителями-предметниками;
- индивидуальная адаптация материала под каждого ребенка;
- адаптация контрольных работ и системы оценок, учебных и контрольно-измерительных материалов.
Все перечисленное необходимо адаптировать под нужды конкретного учащегося с учетом его особенностей. Это касается и оборудования ресурсного класса – эксперты считают, что не всякое дорогостоящее оборудование приносит успех в адаптации ребёнка с РАС.
Вопросы и обсуждения на вебинаре носят очень актуальный характер и несомненную практическую пользу.