Роль специального педагога в инклюзивном образовании

Представляем вашему вниманию запись вебинара «Специальный педагог: как поддержать инклюзию в школе», проведенного на базе веб-школы РООИ «Перспектива» 27 ноября.

Спикером вебинара выступил руководитель службы психолого-педагогического сопровождения начальной школы в ОАНО «Новая школа», практикующий специалист в организации инклюзивного образования Максим Бушмелев. Он много лет занимается вопросами обучения детей с особенностями развития интеллекта и РАС в условиях обычной школы, обладает большим практическим опытом обучения разных детей в одном классе и развивает практику автономных и ресурсных классов.

На прошедшем вебинаре Максим Бушмелев уделил внимание вопросу необходимости ученикам общеобразовательной школы помощи специалистов в области специальной педагогики.

Спикер подчеркнул:

«У всех детей разные образовательные результаты, и это нормально для учеников инклюзивной школы. На мой взгляд, процесс обучения должен быть персонифицирован и построен в соответствии с возможностями каждого ребенка, особенно это важно для учеников с трудностями в обучении и общении». Таким образом, воспринимать специального педагога как специалиста узкой направленности (в этом большую роль играет дефектологическое образование) – неправильно, ведь индивидуальный подход необходим каждому ученику, и с особенностями развития, и гиперактивному ребенку без инвалидности.

Также Максим Бушмелев отметил, что важным аспектом в реализации инклюзивного образования является наличие инклюзивной культуры и понимания инклюзии. Когда школа продвигает инклюзивные подходы в обучении, то функциональные требования к стандартному дефектологу расширяются. Инклюзивной школе нужен специальный педагог, который принимает ценность разнообразия и ориентирован на включение ученика с особенностями развития, с инвалидностью, с ОВЗ в общешкольное пространство.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«По-прежнему, инклюзия в образовании остается «штучной». Многое зависит от политики школы, от поддержки школьным сообществом инклюзивной культуры, от желания учителя стать инклюзивным педагогом и его умения принимать индивидуальные особенности разных учеников в одном классе».

Эксперт вебинара «Специальный педагог: как поддержать инклюзию в школе» рассказал слушателям, как работает служба психолого-педагогического сопровождения начальной школы ОАНО «Новая школа». Педагоги, тьюторы, дефектологи и логопеды работают в группе, трудятся сообща и поддерживают контакт с родителями каждого ребенка. Также Максим Бушмелев поделился личным опытом и конкретными рекомендациями по поддержке детей с ОВЗ.