Территория успеха создается инклюзивными школами

Представляем вашему вниманию запись вебинара «Ресурсная школа – ресурс для учеников, педагогов, родителей», который объединил в себе советы из практики педагогов ресурсных школ.

Вебинар, который состоялся 12 февраля на базе веб-школы РООИ «Перспектива», прошел при участии экспертов в области инклюзивного образования:

  • Ольга Егупова, учитель-логопед, координатор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого», ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ (руководитель проекта по взаимодействию специальных и коррекционных школ);
  • Маргарита Позднышева, клинический психолог, методист по инклюзивному образованию ГБОУ города Москвы «Школа № 158», участник проекта «Ресурсная школа»;
  • Лилия Курмалеева, учитель-логопед, учитель ресурсного класса для детей с РАС ГБОУ города Москвы «Школа № 830», участник проекта «Ресурсная школа».

Вебинар посвящен проекту Департамента образования и науки Москвы «Ресурсная школа – территория успеха для каждого», объединившему 73 школы. К участию в проекте были приглашены школы, имеющие наиболее успешный опыт инклюзивного образования учеников с инвалидностью и без. Школы-участники стали оказывать методическую поддержку педагогам соседних школ, а некоторые, например, школы № 158 и № 830, являются школами-консультантами для всего города.

За годы реализации проект «Ресурсная школа – территория успеха для каждого» с успехом осуществляет свою цель: создание целостной системы поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях межрайонных образовательных комплексов города Москвы.

Светлана Летуновская, методист отдела сопровождения реализации ФГОС (ГППЦ), так объяснила суть проекта:

«Фактически, это информационно-методическая база, которая обеспечивает поддержку педагогов и специалистов в сложной ситуации при обучении детей с особыми образовательными потребностями».

На вебинаре рассматривались задачи проекта и их практическое воплощение: как обеспечивается доступ к современному и качественному образованию детей с ограниченными возможностями в условиях шаговой доступности, как создается оптимальная среда с использованием современных технологий, научно-методических и кадровых ресурсов для социальной и учебной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций г. Москвы, а также многие другие вопросы.

Клинический психолог и методист по инклюзивному образованию школы № 158 Маргарита Позднышева, рассказала, как составить примеры расписания занятий для ученика с ОВЗ, в частности, с речевыми особенностями. Она показала, как адаптировать задания и контрольные работы для детей с ОВЗ. Лилия Курмалеева, учитель ресурсного класса и логопед поделилась опытом организации работы в ресурсном классе в школе № 830 и привела примеры альтернативной коммуникации для детей с нарушениями развития и интеллекта. Светлана Летуновская рассказала о созданной в ресурсных школах системе поддержки педагогов, включающей в себя еженедельные встречи-погружения со специалистами школы, сессии-обсуждения с экспертной группой, обучение и мастер-классы в ГППЦ и обмен практикой с другими ресурсными школами.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Проект «Ресурсные школы» выстраивает эффективные модели взаимодействия субъектов образовательного процесса: школы, учеников с ОВЗ и их родителей. Обобщение успешной практики по созданию особых образовательных условий, локальные нормативные документы, критерии оценки и иные полезные материалы размещены на интернет-ресурсах РШ, на сайте ГППЦ. Ресурсные школы открыты для консультирования. Обращайтесь!»