В ходе вебинара директор рижской школы № 5 Илута Вильните поделилась своим опытом организации инклюзивного образования, уделив внимание таким важным моментам, как практика организации современного учебного процесса для учеников с особенностями развития, организация системы сопровождения учеников и учителей, улучшение качества образования при помощи поведенческого анализа.
Инклюзивная школа, которой руководит Илута, расположена в парке недалеко от центра Риги. Среди ее учеников есть и дети с поведенческими проблемами, и с РАС. Обучение на дому здесь – исключительная редкость, к которой прибегают только по рекомендации медиков. Все ученики каждый день приходят в школу и обучаются вместе.
Илута Вильните отметила: «Учитель должен быть готов учиться и знать то, что необходимо для жизни сегодня. Необходима модернизация подходов к процессу обучения, где акцент делается на изучении индивидуальных возможностей учащегося, а не на медицинской диагностике». Также она подчеркнула: «В нашей школе акцент делается на изучение индивидуальных возможностей учащегося, а не на учебной дисциплине, которой ученик не может овладеть в процессе обучения. Необходимо, чтобы учитель увидел, как ученик может наилучшим образом использовать свои индивидуальные ресурсы».
Эксперт из Латвии также поделилась со слушателями опытом использования методики АВА-терапии для уменьшения поведенческих сложностей при обучении. Также она постоянно работает над повышением инклюзивной культуры педагогов. Например, в школе есть специалист, «корректор поведения», который присутствует на уроке и потом вместе с учителем определяет точки роста в работе с учениками. Илута подчеркнула и важность проявления педагогами эмпатии к детям – как показывает практика, дети ведут себя гораздо лучше, когда чувствуют эмоциональную поддержку от учителя.
Мария Перфильева, куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»: «Было полезно узнать, что в рижской школе основной показатель качества работы учителя – не соответствие успеваемости детей общим показателям, а индивидуальный прогресс каждого ребенка».
Руководствуясь опытом реализации инклюзии, Илута Вильните считает, что «уменьшить поведенческие проблемы можно только если обучать новым навыкам не только детей, но и педагогов. И если что-то не получается, то это не повод опускать руки, а повод искать другие, более подходящие инструменты и практики». На вебинаре отдельное внимание было уделено структуре работы школьного учителя и повышению эффективности его работы в инклюзивном пространстве, в том числе и через развитие собственных навыков параллельно с развитием навыков детей. Например, был разобран вопрос о том, как уменьшить поведенческие проблемы в классе и избежать конфликта путем обучения новым навыкам как ученика, так и учителя.
Координатор проектов инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Анна Михайленко: «Практика инклюзивного образования в другой стране – это очень ценная информация, которая вызывает интерес и мотивирует на новые инициативы. После вебинара захотелось поближе познакомиться с опытом, накопленным в этой замечательной школе».