Методические рекомендации разработаны коллективом авторов, специалистов МГППУ под редакцией Светланы Владимировны Алехиной – кандидата психологических наук, проректора по инклюзивному образованию, директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
Кроме общих принципов и стратегий авторы постарались привнести больше конкретных методов и приемов для обычного учителя и классного руководителя класса, где могут учиться очень разные дети. В книге представлены разноуровневое обучение, поведенческие договоры, коллективное обусловливание, визуальная поддержка морфологии языка, визуальные расписания, тьюторская поддержка, адаптация под темп ученика и многое другое.
В книге «Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций» в систематизированном виде предложены технологии, модели, приемы, методы и принципы универсального дизайна обучения с учетом разнообразных образовательных потребностей обучающихся в начальной школе. Раскрыта новая роль учителя, тьютора, педагога-психолога, учителя-логопеда в условиях использования технологии универсального дизайна обучения в инклюзивной практике. Представлен план разработки универсального дизайна урока в инклюзивном классе, подробно расписаны примеры разработки уроков по такой технологии.
Читателей ожидает:
- обзор зарубежных и отечественных исследований по применению технологии универсального дизайна в инклюзивном образовании;
- технологии, принципы и подходы к разработке универсального дизайна;
- профессиональное взаимодействие педагогов как условие создания универсального дизайна обучения;
- тьюторская поддержка как способ достижения индивидуального прогресса обучающегося;
- приемы и методы универсального дизайна обучения в инклюзивной образовательной практике;
- практическое использование принципов универсального дизайна обучения в начальной школе;
- взаимодействие учителя, учителя-логопеда и педагога-психолога на уроке;
- способы поддержки учеников, испытывающих учебные трудности;
- технология построения универсального дизайна в различных моделях обучения;
- педагогические приемы обучения при разном темпе учебной деятельности обучающихся;
- использование принципов универсального дизайна в дистанционном образовании;
- групповая работа и работа учащихся в парах (малых группах) по модели «Смешанное обучение».
Предложенные материалы находятся в свободном доступе в электронной библиотеке МГППУ и представляют интерес для учителей, методических служб школ, курирующих инклюзивный образовательный процесс, специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Методические рекомендации подготовлены ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в рамках выполнения проекта «Разработка модели универсального дизайна урока в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся».