Аудиоверсия статьи Ребекки Вуд «Аутизм, интенсивные интересы и поддержка в школе: от напрасных усилий к общему пониманию» создана отделом инклюзивного образования РООИ «Перспектива» специально для портала «Все включены». Электронную версию книги вы можете прочитать и скачать в нашей библиотеке.
В своей статье Ребекка Вуд рассматривает вопросы вовлечения учеников с РАС в образовательную деятельность через сосредоточенность внимания на концепции монотропизма. На примере выводов и результатов исследований, проведенных в пяти общеобразовательных начальных школах Англии, автор описывает реакцию сотрудников школ на повышенные интересы детей с аутизмом и то, как принятие этой когнитивной черты может быть связано с целым рядом образовательных, социальных и эмоциональных преимуществ для детей. Также здесь рассматриваются советы, каким образом можно извлечь пользу из сильных интересов ребенка с РАС.
Ребекка Вуд – руководитель проекта по трансформированию аутистического образования (TAE), сотрудник Департамента по вопросам инвалидности и особых потребностей (DISN). Ее работы сосредоточены на включении детей с РАС в обычные начальные школы, и она увлечена тем, что помогает добиться лучшего понимания потребностей, прав и способностей детей с аутизмом посредством исследований и практики.
Концепция монотропизма, которая описывается как обозначающая тенденцию фокусироваться на одном или небольшом числе вопросов, предметов или видов деятельности, исключая другие, при высоком уровне концентрации, все чаще ассоциируется с аутистическим познанием. Но несмотря на некоторые трудности, связанные с монотропным стилем мышления, такие как, например, непонимание точек зрения других людей, было установлено, что предоставление возможности детям с РАС включаться в школьную среду со своими повышенными интересами в результате оказывается преимущественно выгодным, а не вредным для этой школьной среды.
Ребекка Вуд: «Учитывая высокий уровень отчуждения, которое испытывают дети с аутизмом, всеобъемлющее обоснование для проведения моего исследования состояло в том, чтобы лучше понять, как можно улучшить их инклюзию в образование и, следовательно, оценить их возможные долгосрочные результаты, полученные по результатам участия в образовании».
Со временем аутичные люди меняют свои интересы, а также разрабатывают свои стратегии поведения, чтобы адаптироваться к требованиям их окружения, диверсифицировать эти требования или сокращать время, которое должно быть посвящено им. Сильные интересы аутичных людей могут быть не такими узкими, как считалось ранее.
Ребекка Вуд отмечает, что коммуникативные навыки некоторых детей с аутизмом становятся лучше, когда им позволяли сосредотачиваться на том, что им было интересно: «Мое исследование также предполагает, что проведение учебных мероприятий, основанных на сильных интересах детей с аутизмом, может оказать взаимное, благоприятное воздействие на школьный персонал. В результате уменьшится необходимость применения трудных, но неэффективных методов побуждения детей с аутизмом, и появляется возможность применения персоналом более позитивных по отношению к детям инструкций и методик. Действительно, некоторые школьные сотрудники уже применили на практике подходы, основанные на своем понимании ценности интересов детей, страдающих аутизмом, и при этом отошли от практики применения вмешательства, направленного на устранение сложностей, связанных с аутизмом».
Благодаря исследованиям, описываемым в статье, было выявлено, что адаптация школьной программы с учетом интересов детей, страдающих аутизмом, помогает лучше понять, как поддерживать мотивацию всех детей в школе, что подтверждает точку зрения, что изменения для жизни с РАС могут принести пользу всем учащимся. Поэтому сотрудники школы должны иметь возможность изменить свой подход к детям, страдающим аутизмом, особенно с учетом того, что гибкое обучение требует высококачественной педагогики и преодоления неравенства.
В статье такой подход к образовательной деятельности назван более позитивным, чем какие-либо другие, и благодаря внедрению такой методики аутизм может восприниматься как когнитивная особенность или стиль, а не психическое расстройство.
Аудиокнига создана в рамках проекта «Возвращение к нормальной жизни: поддержка детей с инвалидностью и их семей» при поддержке Фонда Президентских грантов.