Инклюзивная школа и универсальный дизайн: внедрение, апробация, оценка

Федеральный центр по развитию инклюзивного образования МГППУ запускает апробацию модели инклюзивной школы.

Модель «Инклюзивная образовательная организация – образовательная организация для всех» разработана с целью внедрения инклюзии в общеобразовательные организации с соблюдением принципов:

•  непрерывности и системности образовательного процесса;

•  учета потребностей и индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося независимо от его физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей;

•  вариативности образовательных моделей;

•  комплексности сопровождения;

•  безбарьерности, доступности и гибкости образовательной среды для обучающихся;

•  единства школьного сообщества.

В апробации модели инклюзивной школы примут участие 50 пилотных организаций – 50 школ из пяти регионов России.

Организация деятельности инклюзивной образовательной организации предусматривает три взаимосвязанных аспекта наиболее важных изменений в школе:

· создание инклюзивной культуры,

· развитие инклюзивной политики,

· внедрение инклюзивной практики.

Следуя модели инклюзивной школы, в инклюзивной образовательной организации создаются архитектурные, материально-технические, программно-дидактические, кадровые, организационные образовательные условия, встроенные в единую образовательную среду, обеспечивающие формирование самостоятельности и активности каждого ученика на доступном ему уровне в разных сферах социальной жизни.

В идее организации инклюзивного образовательного процесса лежит модель универсального дизайна, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей всех обучающихся в равной мере, где все объекты образовательного пространства становятся доступными для всех учеников.

Инклюзивный образовательный процесс основывается на выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов. Для каждого обучающегося обеспечиваются оптимальные условия получения образования, отвечающие его образовательным потребностям.

Целями обучения в инклюзивной школе становятся не только индивидуальные образовательные достижения ученика, но и развитие способности к кооперации, социальному взаимодействию, создание включающего школьного сообщества. Отдельной задачей становится обеспечение системы комплексной помощи, направленной на встраивание учеников в социальное взаимодействие и создание для них ситуации успеха.

Также в процессе апробации модели инклюзивной школы будет вестись оценка эффективности деятельности инклюзивной образовательной организации.

Все подробности вы можете узнать на сайте ФЦИО МГППУ.