Искусство взрослеть: путь к самостоятельности

Продолжается работа проекта «Путь к взрослению» от БФ «Искусство быть рядом».

Проект «Путь к взрослению» направлен на разработку инструментария по развитию жизненно необходимых навыков и компетенций, социализации подростков с аутизмом, направленного на усиление и повышение квалификации и знаний специалистов и родителей, занимающихся с детьми с РАС, для улучшения качества жизни людей с аутизмом и их самостоятельности.

От организаторов проекта «Путь к взрослению»:

«Специалистами и родителями детей с РАС отмечены сложности при взрослении детей с РАС, которые сопряжены прежде всего с сепарацией от родителей и в дефицитах социальной адаптации, жизненных компетенций и коммуникации. Нормотипичные дети обучаются адаптивным навыкам у родителей, находясь в среде своих сверстников и проходя этапы взросления, детей же с РАС надо обучать системно, структурировано, создавать специальные мотивационные условия и среду. На стратегических сессиях с родителями и специалистами, проведенных в рамках исследования фонда, большинство участников отмечали нехватку инструментов для такого обучения, нехватку специалистов и мест, где им могли бы оказать помощь и консультации. Наш проект направлен на разработку доступного практического инструментария не только оценки, но и обучения подростков с РАС жизненно важным навыкам и компетенциям, которые будут им необходимы во взрослой самостоятельной жизни. Разработанный инструментарий будет востребован и применяться специалистами и родителями по всей стране».

Проект проходит по этапам:

  • организованы занятия по обучению функциональным адаптивным навыкам в экспериментальных группах для подростков с РАС (от 12 до 16 лет) по направлениям «Транспорт», «Магазин», «Общепит», «Почта»;
  • подготовка инструментария для оценки базовых адаптивных навыков и обучения функциональным адаптивным навыкам;
  • проведение обучающих вебинаров по распространению опыта практического применения разработанного инструментария среди педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников, поведенческих специалистов, тьюторов, представителей некоммерческого сектора, специалистов ПАП, работающих и оказывающих помощь людям с РАС, родителей, воспитывающих детей с аутизмом.

В ходе каждого цикла занятий подростки знакомятся с определенным направлением жизнедеятельности и после ряда подготовительных занятий в ресурсном центре фонда будут проводится выездные практические мероприятия для отработки навыков в реальных социальных условиях.

В проект привлечена команда специалистов в области абилитации и обучения людей с РАС, работающих в парадигме Прикладного Анализа Поведения, разработаны инструменты оценки адаптивных базовых навыков по каждому направлению и программа обучения новым навыкам.

Узнать больше о реализации проекта вы можете на сайте БФ «Искусство быть рядом» и на странице фонда в «Вконтакте».