Кино как лекарство

Киношкола «Без границ» уже второй год показывает, как люди с инвалидностью привносят свое в наш кинематограф

Олег Любаев — директор школы, идейный вдохновитель и профессионал кино сегодня отвечает на вопросы Inclusion24.

Олег Любаев.

— Олег, как у вас возникла идея создания такой необычной киношколы?

— Расскажу буквально в двух словах о нас, создателях. Мы сами работаем в кино очень давно. В частности, я работал как продюсер, как исполнительный продюсер. Сначала мы с несколькими коллегами поняли для себя, каким специальностям именно кинематографическим можно обучать людей с инвалидностью. Сразу отмечу, какие специальности практически недоступны. Очень сложно учиться на оператора, на художника и художника-постановщика, декоратора, костюмера, реквизитора, осветителя, ассистента художника по костюмам, потому что в этих профессиях очень много движения, и колясочникам это безусловно тяжело. Поэтому мы определили 8-9 специальностей, в которых студент на коляске и с другой инвалидностью сможет себя проявить.

На первых порах, когда мы заявили, что хотим открыть такую школу, у нас была некая эйфория месяца четыре: мы же хотим такой социальный проект открывать, тем более с бесплатным обучением! Мы сразу приняли решение, что школа должна быть бесплатной, а финансирование будем получать с помощью пожертвований. Я думал, что все сразу будут нам помогать — такой интересный социальный проект. Мы сейчас там напишем, сям расскажем, и сразу все нас поддержат и деньгами, и информационно, и всеми возможными способами. Но через какое-то время эта эйфория прошла: все только пожимали руку – молодцы, молодцы, хорошая идея, давайте, вперед. Но с точки зрения финансовой и организационной нам никто не помогал. Поэтому мы начали сами все делать и параллельно искали деньги.

Мы поняли, что такая школа очень нужна, на первом проведенном мастер-классе. Мы заранее объявили о том, что он будет, разместили информацию, и получили множество откликов и звонков. Среди людей с инвалидностью очень много талантливых людей и в режиссерском, и в сценарном плане, многие пытаются делать что-то для себя. Но, естественно, в плане обучения для них это сложно. Во-первых, в кинематографических вузах практически нет доступной среды, а во-вторых, менталитет нашего общества еще не готов к инклюзии. Здоровые люди к людям с инвалидностью относятся с опаской и осторожностью. Да и пообщавшись с разными кинематографическими вузами, мы поняли, что людям с инвалидностью будет учиться некомфортно с обычными людьми. Они не могут рассчитывать на то отношение, которое есть в нашей школе, не смогут полностью отдаваться учебе.

 

— Кто в итоге помог в организации самой школы? 

Когда мы запустили информацию, что хотим сделать школу, пришло очень много писем. Реакция от людей с инвалидностью была очень серьезная. Писали, что они нас поддерживают и очень хотят учиться. Мы тогда обзванивали и связывались со многими организациями, работающими с людьми с инвалидностью, чтобы заручиться поддержкой и помощью. В итоге реабилитационный центр Преодоление откликнулся одним из первых, практически сразу нас услышал и понял. Я им всё рассказал, объяснил, и они помогли нам осуществить задуманное, предоставив помещение. Теперь занятия по специальностям «режиссер кино» и «сценарист» проходят на базе центра. Мы благодарим руководство за понимание и помощь. Потом РГСУ появилось – они о нас услышали и тоже пошли навстречу. И сейчас занятия по режиссуре монтажа мы проводим на их базе, поэтому хочу выразить благодарность Починок Наталье Борисовне и Романову Игорю Владимировичу.

 

— И как выглядели первые занятия?

Как я уже говорил ранее, мы начинали с того, что решили попробовать провести киношные мастер-классы. Первый такой мастер-класс прошел в июле 2016-ого по режиссуре. Нас поддержал Борис Иванович Хотиненко (кинорежиссёр более 20 картин, сценарист, актёр; лауреат премий ТЭФИ и Ника; народный артист Российской Федерации с 2010 года), большое ему спасибо за это. Он и сейчас нас продолжает курировать. Когда мы везде разместили информацию о проведении мастер-класса, очень много было желающих. На первое занятие пришло 40-50 людей с инвалидностью. Мы его проводили на открытом воздухе в парке, и во время занятия пошел очень сильный ливень. Мы восприняли это как добрый знак: когда какое-то дело начинаешь и идёт дождь, то это на счастье.

Позже мы провели еще один мастер-класс, уже на ВДНХ, его проводил Александр Балуев по актерскому мастерству. На нём было уже 100 человек!

До начала экзаменов мы провели еще 5 или 6 мастер-классов, народу постоянно было много, все интересовались, а в октябре-ноябре 2016 года пришло время открывать школу: желающих много, талантов много.

 

— Как проходил отбор учащихся?

В октябре мы уже объявили о наборе и начался прием заявлений на экзамен. Во второй половине декабря мы провели сами экзамены. На тот момент мы открыли 2 специальности – режиссер кино и сценарист. Каждый экзамен состоит из трех отборочных туров, по итогам которых выбираются сильнейшие. Было очень много желающих, и в итоге на каждую специальность мы отобрали 12-13 человек. И в январе 2017 года уже начались занятия. Студенты нашей школы — люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ограничениями по слуху и зрению, с ДЦП, и с повреждением внутренних органов. То есть у нас учатся люди без ментальных нарушений, с сохранным интеллектом от восемнадцати лет. Я бы хотел сказать, что у нас учится молодежь 20-22 лет, но есть один студент, которому 88 лет. В свое время он закончил ВГИК на оператора, а сейчас поступил к нам и учится на сценарном мастерстве. У нас есть талантливый студент из Ростова, он там продал машину, приехал сюда, снимает квартиру, и теперь уже работает в кино в серьезной компании. Есть девочка из Тульской области, снимает квартиру, приехала специально на обучение. Так что у нас не только москвичи и область. Некоторые занятия проходят в онлайн. Но вообще у нас планы делать больше онлайн-занятий, и открыть филиалы в городах, чтобы была сеть киношкол для инвалидов.

 

— Какие дисциплины у вас уже освоены, кто их преподает? 

У нас все преподаватели из ВГИКа, мастера кино. Помимо основных предметов – операторское мастерство, как ставить свет, сценарное искусство для режиссеров, режиссура для сценаристов, история кино. Так как обучение комплексное, очень много дополнительных предметов. Мы еще открыли специальность «режиссер монтажа». В прошлом году мы тоже провели экзамены, и в январе начали занятия. У нас в планах открыть еще 8 специальностей, но пока все упирается в финансовую сторону вопроса. Мы хотим открыть компьютерную графику, анимацию, актерское мастерство, гример.

 

— Есть ли какие-то экзамены в течение года? 

Да, есть зачеты. Прошел курс истории кино – сдаешь зачет. Заканчивается семестр – будет защита сценария в виде презентации. Они за лето должны снять по короткому метру, а осенью будем смотреть результаты.

Фильм «Pro-слушка», режиссер Андрей Андрейкин, студент 2-го курса
Представители разных государств должны собраться на секретную встречу. Но террористы узнают об этом заранее и устанавливают прослушку. Но не слышат ни слова. В чем тайна?

 

Еще фильмы студентов

«Личный бюджет», режиссер Игорь Иванов, студент 2-го курса
Молодой человек, слесарь, рассказывает о том, что его зарплата составляет 140, а зарплата жены – 100 рублей в месяц. «Это как-никак 80 поллитровок», а дальше герой пытается рассчитать, сколько же поллитровок уходит на те или иные нужды.

 

«Сущности», режиссер Игорь Иванов, студент 2-го курса
Фильм ужасов: главный герой едет на коляске по плохо освещенному коридору, и сталкивается с чем-то неизвестным…

 

«Pro-слушка», режиссер Андрей Андрейкин, студент 2-го курса.
Представители разных государств должны собраться на секретную встречу. Но террористы узнают об этом заранее, и в месте проведения мероприятия устанавливают жучки прослушки. Каково же их удивление, когда они не слышат ни единого слова! Тайна открывается тогда, когда они вновь заходят в помещение и видят, что все участники встречи разговаривают между собой на языке жестов.

 

— И если плохие результаты экзаменов, отчисляете студентов?

Вот осенью и посмотрим. Если реально будет халтура, кто-то что-то не выполнит, будем отчислять.

 

— Но пока таких случаев не было?

Пока не было, но требования серьезные, это не какой-то кружок по интересам. Они получают профессиональную специальность.

 

— Важный момент: как вы думаете и видите, помогает ли школа людям с инвалидностью не только открыть в себе таланты, но и стать более коммуникабельными, избавиться от комплексов?

То, что у нас происходит, я называю творческой реабилитацией. Фактически и практически люди с инвалидностью получают новую специальность, о которой мечтали и не знали, как это осуществить. То есть, их мечта сбывается. Они будут полноценными профессиональными режиссерами, сценаристами, режиссерами монтажа. Они раскрывают свой талант, который в них сидел, и они не понимали, как и где его применить. А у нас практика на съемочной площадке – основа обучения.

 

— А как нормотипичные представители кинематографа (без инвалидности) реагируют на студентов?

Очень положительно! Никакой разницы вообще, никто не обращает на это внимания. Очень активно идут навстречу. Даже когда звонишь и договариваешься о выездной практике —самый частый ответ «да, да, конечно, приезжайте». Мы естественно смотрим, где есть доступная среда, потому что иногда съемки происходят на объектах, куда ребятам трудно на колясках добраться. Поэтому мы подбираем такие объекты, где всем будет удобно.

 

— Какая-то психологическая помощь оказывается студентам?

Психолога у нас нет. Я считаю, что они обучаются тому, о чем они мечтали, – это и есть наша психологическая помощь.

 

— Обучение у вас гарантирует трудоустройство?

Мы помогаем, но они по большому счету они всё делают сами. Мы не водим каждого за ручку. Они сами устанавливают контакты в киношной среде, и процесс идет. Они, войдя в эту сферу, уже сами ориентируются, и им есть о чем поговорить с будущими коллегами.

 

— В каких проектах задействованы студенты, поделитесь-расскажите.

— Например, к нам обратился фонд «Оживи мечту». Они узнали о том, что существует наша школа, захотели нам помочь, чтобы наши студенты использовали свои профессиональные качества. Сначала наши студенты подготовили сценарии, мы их посмотрели и отправили в сам фонд, а они уже выбрали победителя. Именно по его сценарию и был снят презентационный ролик фонда.

Ролик для фонда «Оживи мечту», сделанный учениками киношколы

Староста наш Николай Лобжанидзе работает сейчас в RFG (Russian Film Group), я не буду называть, какие именно проекты. Скажу лишь, что я туда его порекомендовал — он учится на режиссерском у нас, а там сейчас прошел испытательный срок.

Также для партнеров из Швейцарии делаем документальный фильм про благотворительность в мире, и о людях, которые ей занимаются. Это такой фильм-призыв к населению земли, о том, что взаимопомощь — важная часть нашей жизни. Фильм сейчас на стадии монтажа, названия пока черновые.

Киношкола «Без границ» является абсолютно бесплатным учреждением для всех студентов, прошедших конкурсный отбор. Но для того, чтобы она могла и дальше развиваться и помогать людям реализовывать свою мечту, учредители нуждаются в финансовой помощи. Поэтому те, кто не равнодушен к дальнейшей судьбе школы, может финансово помочь здесь: http://www.ksbg.ru/ 

Также идёт сбор (https://planeta.ru/campaigns/kormushkabezgraniz) на новый проект киношколы. Уже собрана команда профессионалов под руководством талантливого сценариста и режиссера Владимира Рудака, и все с нетерпением ждут начала работ. Поддержите этот проект, пожалуйста!