Организаторами круглого стола выступили: Комиссия ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки, Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, РООИ «Перспектива.
Чтобы все дети могли учиться вместе, в 2016 году РООИ «Перспектива» при финансовой поддержке ЕС запустила проект «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», который продлился 4 года. Он объединил НКО из 15 субъектов России: Архангельска, Владикавказа, Владимира, Воронежа, Калининграда, Кирова, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Сыктывкара, Томска, Улан-Удэ.
Во время круглого стола Денис Роза, председатель РООИ «Перспектива», рассказала о том, что удалось сделать за 4 года реализации проекта: «До начала проекта было много проблем: это и недостаток информации о методах работы с детьми с инвалидностью, и нехватка специалистов, и стереотипы в обществе. Спустя четыре года мы видим, что люди стали лучше понимать задачи инклюзии. Появилось понимание и у родительского, и у школьного сообщества. Все это стало возможным благодаря нашей комплексной работе: тренингам и вебинарам для педагогов, инклюзивным городским мероприятиям, общественной кампании «Дети должны учится вместе», Урокам доброты и Дням инклюзии в школах и, конечно, нашему информационному порталу «Все включены», где собраны полезные материалы для учителей и родителей. Такой подход позволил изменить отношение общества и сделать инклюзию более понятной и доступной».
К реализации проекта присоединились региональные органы управления образованием и представители бизнеса, которые вместе с организаторами успешно продвигают идеи инклюзии. Благодаря широкому распространению информации о мероприятиях проекта в 2019 году к III ежегодному Фестивалю лучших инклюзивных практик было получено почти 1000 работ от педагогов из 16 регионов, что в 10 раз больше, чем в 2016 году.
На круглом столе эксперты в сфере образования, общественные деятели, представители НКО и чиновники рассказывали о проблемах, которые возникали в ходе реализации проекта, о принципах работы Уроков доброты и об успешных итогах мероприятий, благодаря которым многие школы в регионах России стали работать по принципам инклюзии – не только создавать комфортные условия для совместного обучения всех детей, но и менять сознание школьного и родительского сообщества в сторону принятия и толерантности по отношению к ребенку с инвалидностью.
Региональные НКО также поделились опытом развития инклюзии. В Красноярске сосредоточились на городских мероприятиях – построили инклюзивный городок, организовали краевой инклюзивный фестиваль, массовый забег и др. инклюзивные активности. Менеджер проекта от КРОО «Аэростат» Надежда Болсуновская: «Нам было важно сделать так, чтобы в городе появились площадки, где люди могли бы получить инклюзивный опыт. Мы пошли в те пространства, которые популярны у красноярцев». Эксперты РООИ «Независимая жизнь» из Владикавказа представили серию видеороликов, где дети с разными формами инвалидности рассказали, почему они хотят учиться в школе. Воронежская региональная общественная организация людей с инвалидностью и родителей детей с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» закрепила свое влияние на муниципальном уровне – за время реализации проекта они стали членами Общественного совета при департаменте образования, Общественной палаты и Координационного совета по аутизму.
В работе круглого стола приняла участие заместитель главы правительства ЕС в России Алешка Симкич, которая отметила, что «поощрение идеи равенства общественной сплоченности и гражданской позиции – одна из стратегических задач, реализуемых через инициативу сотрудничества», и Председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи материнства и детства Диана Гурцкая, подчеркнувшая в своем выступлении важность проекта для регионов и стремление не останавливаться на достигнутых результатах.