В брошюре собраны удобные и простые инструменты, способные помочь образовательным учреждениям разного уровня реализовать идею инклюзии на практике. Прочесть и скачать электронную версию издания вы можете в нашей библиотеке.
В данном документе соединились две немаловажные линии, определяющие вектор успеха функционирования инклюзивной школы – расширение возможностей, повышение уровня комфорта и доступности для всех учеников, независимо от их особенностей и здоровья, и реализация права каждого человека на образование в той форме и условиях, которые ему необходимы.
В России существует законодательная база, предусматривающая обеспечение детей с инвалидностью качественным образованием в инклюзивных школах. И качественное образование начинается с пространства, в котором оно будет реализовываться. Без внешних условий, без доступной среды и соответствующего оборудования осуществить эффективный инклюзивный учебный процесс невозможно. Ученики с инвалидностью нуждаются в определенных условиях, которые будут обеспечивать им доступность любого объекта в школе – начиная от туалетных комнат и заканчивая лабораториями. Все архитектурные части образовательного учреждения, коридоры, классы, столовая, лестницы и т. д. должны быть максимально доступны для детей с любой формой инвалидности, определенным образом оснащены и продуманы до мельчайших подробностей.
Инклюзивное общество начинается с инклюзивных школ, и именно опыт обучения детей в школе, где ученики, учителя и администрация являются воплощением принципа разнообразия способностей и возможностей, позволяет создать общество, в котором существование различий между людьми воспринимается как естественная норма. Формирование личной независимости ребенка, улучшение качества жизни, социализация, отсутствие дискриминации и получение образования – процесс работы над этими целями начинается в стенах инклюзивных школ.
В брошюре «Школа, доступная для всех» пошагово разбираются этапы организации доступной среды и индивидуального дизайна в образовательном учреждении – как в школах, так и в детских садах и других инклюзивных образовательных организациях. Условно первые шаги на пути к доступной среде можно определить четырьмя этапами: сбор информации, анализ текущего состояния школьной территории, определение приоритетов развития и составление плана внедрения мер по обеспечению равных возможностей для детей и подростков с инвалидностью и плана обеспечения доступности школы для всех учеников.
Эти четыре этапа подробно описаны в «Школе, доступной для всех». Также руководство охватывает множество частных вопросов, возникающих на практике в процессе создания инклюзивных условий, таким образом, рекомендации будут полезны всем участникам образовательного процесса, задействованным в реализации инклюзивной школы.